«Женская доля» или «женское счастье»: анализ гендерных стереотипов казахстанского общества

Искиндирова Камила Вадимовна
9 класс
КГУ «Средняя школа № 32»
Научный руководитель: учитель истории
Тимошина Людмила Владимировна

«Женская доля» или «женское счастье»: анализ гендерных стереотипов казахстанского общества

 

Введение

В последние годы пол человека стали рассматривать не только как «биологическую субстанцию», но и как «культурно обусловленный мыслительный конструкт».

В связи с этим в категориальный аппарат многих научных дисциплин вводится термин «гендер» (gender), призванный определить социально-культурные аспекты пола от биологических, и показать, что пол человека формируется под влиянием социального, культурного, этнического (ментального), языкового опыта личности.

Привлечение данного понятия к исследованию концепта «женщина» позволяет широко изучить стереотипы женского поведения в казахстанском обществе.

Включение в материал исследования казахского и русского фольклора, примеров современного искусства вполне оправдано. Продукт творчества народа воспроизводит национально-специфическое видение мира, участвует в его формировании, наглядно демонстрирует представления казахстанцев о роли женщины в современной картине мира.

Все вышеизложенное отражает актуальность данного исследования и требует более полного изучения гендерной роли женщины, ее места в современном обществе.

Цель работы: исследование влияния менталитета, сформировавшегося на основе религии, национального фольклора, современной культуры на содержание культурно-психологического концепта «женщина».

Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «менталитет».

- выявить и показать истоки гендерного равенства в казахстанском обществе.

- показать ситуацию на сегодняшний день в гендерной политике и доказать, что в Казахстане созданы все условия для достижения гендерного равенства в ближайшем будущем.

- проанализировать особенности менталитета казахстанских женщин.

Научная новизна проекта:

- выявлены гендерные стереотипы в казахском фольклоре и современном искусстве.

- на основе анализа гендерных характеристик построена комплексная модель концепта «женщина».

- показать насколько глубоко в психике современной женщины укрепились гендерные стереотипы.

Объект исследования: историческая культурно обусловленная категория «гендер», которая развивается на стыке психологии семьи и брака.

Предмет исследования: анализ гендерных стереотипов женской роли в казахстанском современном обществе.

Методы исследования: метод описания, концептуальный анализ, компонентный анализ, анкетирование, интевьюирование.

Практическая значимость работы: возможность использования ее результатов в курсах по этнокультурологии, на заседаниях Гендерного клуба «Томирис», до 2014 года функционировавшего в КГУ «Средняя школа № 32», и в настоящее время активно продолжающего свою работу.

Структура данной работы включает введение, четыре главы, заключение, приложения и список использованной литературы.

Глава 1. Анализ гендерных концепций

Понятие «гендер» пришло в современную отечественную социологию из англоязычных стран в начале 1990-х годов. В английском языке понятие «гендер» существовало с 16 в. и означало грамматический род (мужской, женский, средний). И так бы это слово и осталось узким термином филологов, если бы в 1958г. в университете Калифорнии не открылся центр по изучению гендерной идентичности. Концепция гендерной идентичности строилась на разделении биологического и культурного. Сотрудник этого центра Р.Столлер предложил различать понятия пола и рода. В его понятии слово «пол» («sex») относится к биологии; «род» («gender») предлагает определенные психологические и культурные нюансы.

Итак, начнем с терминологии. В англо-русском языке В.Мюллера можно увидеть, что «гендер» имеет два значения. Первое - грамматический род и второе – пол как шутливое обозначение. В словаре С.Ожегова категория род имеет, кроме значения грамматического класса слов (мужской, женский, средний род) и разновидности чего-либо или направления деятельности, также и обозначения ряда поколений (а в тематике животных – объединение нескольких видов).

Гендер – это сложный социальный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые, конструируемые обществом.

Иными словами, это конструкция концептуальная и основанная на опыте, индивидуальная и общественная, культурная и специфически культурная, физическая и духовная, а также политическая. То есть она является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, но всегда женщиной или мужчиной. В мире, где любое различие или разделение находятся в системе строгих иерархических и доминирующих отношений.

В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующее их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая – или конструируемая ими). Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему. Социальное воспроизводство гендерного сознания поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные роли и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах.. В этом смысле быть мужчиной и женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.

Традиционные культурные концепции рассматривают мужское и женское как категории не только противоположные, но и полностью взаимоисключающие. При помощи этих категорий за всеми человеческими существами закреплено строго определенное место. Такие культурные концепции основывают символическую систему, или систему значений внутри каждой культуры. Именно эта система связывает пол с культурным содержанием в соответствии с социальными установками и иерархиями.

В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется ни как неизменная и универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, а комплексное переплетение отношений и процессов. Необходимо мыслить отношениями, чтобы из аналитической категории гендера вывести культурную реальность – как в прошлом, так и в настоящем.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно дать определение гендерных стереотипов (по С.М.Меджидову, доктору психологических наук) – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалать таким образом, что половые различия располагались на д индивидуальными, качественными различиями мужчины и женщины.

Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами в которые отливаются потоки общественного мнения: существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения. Стереотип не только выделяет статистическое среднем мнение, но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социальноодобряемого или социальнонедопустимого поведения». Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются средствами и средой самого общения, в том числе средствами массовой информации». Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образа, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и прочее, вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В тоже время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образцы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятными другим и собой.

Можно выделить множество бинарных оппозиций, стереотипно приписываемых мужчине и женщине.

Логичность – интуитивность.

Инструментальность - экспрессивность, сознательность – бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмоциональность, отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.

Власть- подчинение. Женским считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность.

Порядок-хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А.Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявление женского начала.

Независимость, индивидуальность – близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-либо задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения.

Сила Я – слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявление силы их личности. Женщина считается более слабой, зависящей от силы личности мужчины.

Импульсивность, активность – статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляется пассивным началом, а мужчина активным.

Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также бытует мнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство.

Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:

- «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей»;

- «Принятие решений – мужское дело»;

- «Женщина без мужчины – неполноценный член общества»;

- «Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»;

- «Бабы- дуры» и т.п.

Таким образом, на основе вышеизложенного материала, мы постараемся доказать, что в XXI веке, данные стереотипы не актуальны и многие из низ претерпели значительные изменения.

Глава 2 Исследование истоков гендерного развития в Казахстане

Гендерные стереотипы глубоко засели в менталитете казахстанского народа.

Менталитет (ментальность) – образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, мировосприятие (…). Ментальные особенности разных этносов определяются их генетическими качествами. «Генетическими чертами казахского народа, - пишет Н.А.Назарбаев, - является открытость и доброта души, готовность обогреть, поделиться тем, что имеет, с нуждающимися. Ни к кому и никогда он не испытывал и не проявлял чувство неприязни или превосходства, никогда не служил источником межнациональных конфликтов».

На сегодняшний день, Республика Казахстан – суверенное, светское, демократическое государство с европейским менталитетом. Казахстан – не Восток, не исламское государство, у нас запрещено в общественных местах показывать внешние признаки и проявления мусульманской атрибутики. Испокон веков казахскому народу было присуще уважительное и внимательное отношение к женщине. Девушкам и женщинам разрешалось не закрывать лицо (в отличие от других народов Востока), они могли наравне с мужчинами участвовать в айтысах, народных играх и праздниках. Юноши-джигиты всегда были готовы защитить честь женщины и отомстить обидчикам в случае ее оскорбления.

Наше государство, во главе с Лидером Нации Н.А.Назарбаевым, стремиться попасть в 30 самых развитых стран мира, поэтому мы должны быть подкованы в разных областях жизни общества. Мы должны стремиться к гендерному равенству, равноправному использованию возможностей мужчин и женщин, чтобы интеллектуальный потенциал, как женского, так и мужского пола в полном объеме работал на благо казахстанского общества и на международный авторитет Казахстана.

В мировой истории никогда не было гендерного равенства: матриатхат сменил патриархальный род, так как на первое место вышли тяжелые в физеологическом смысле отрасли труда, такие как металлообработка, плавка металлов. Но в сегодняшний век нанотехнологий, не обязательно обладать недюжей физической силой, которая обуславливала поклонение мужчинам, сегодня решающую роль играет уровень IQ.

В мировой истории и в истории Казахстана было немало примеров, доказывающих, что женщины не хуже мужчин умеют управлять государством: сакская царица Томирис, Екатерина II, Елизавета Петровна и другие, жены ханов Абулхаира, Жангира тоже имели большой авторитет и их слово было весомым в политике казахкого государства.

Основоположником гендерного развития в Казахстане мы считаем Ибрая Алтынсарина. Именно он та фигура, который сделал первый шаг в гендерной политике казахстанского общества – в 1887 году в Иргизе открыл школу для девочек с проживанием в интернате. Он основатель гендерного равенства, таким образом он заложил фундамент современной демократии. Он первым задумался о «женской доле», о дискриминации женщин в казахском обществе. Сейчас в ВУЗах и школах активно занимаются гендерным образованием. В городе Петропавловске создан Городской Гендерный Клуб под руководством Смаиловой К.К.

Для реализации Гендерной политики в Казахстане существует правовая база:

- Республика Казахстан в 1998 году присоединилась к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин.

- «Концепция гендерной политики в Республике Казахстан» от 27 ноября 2003 года- Астана.

- «Стратегия Гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы», утвержденная приказом Президента РК от 29 ноября 2005 года № 1677.

- Закон Республики Казахстан от 08.12.2009г. № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».

- Закон Республики Казахстан от 04.12 2009г. № 214-4 «О профилактики бытового насилия».

- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева на роду Казахстана «Стратегия -2050» Новый политический курс состоявшегося государства.

Таким образом, в Казахстане созданы все условия для гендерного равноправия и оно возможно, и к нему нужно стремиться, дабы войти в 30 самых развитых стран мира. Невозможно гендерное равенство только в исламском государстве.

 

Глава 3. Анализ участия казахстанских женщин в политике государства

На основе правовой базы гендерной политики в Казахстане мы с уверенностью можем сказать, что в нашем государстве созданы все условия для реализации гендерного равенства и изменения гендерных стереотипов в казахстанской обществе.

Женщины в нашей республике составляют основу для успешного развития, вносят свой вклад в повышение ВВП страны. Благодаря усилиям и эффективной деятельности казахстанских женщин, формируется до 40% валового внутреннего продукта.

Согласно данным социологического исследования «Молодежь в современном обществе» можно наблюдать повышение конкурентоспособности девушек, что подтверждается ответами на вопросы относительно способности женщин выполнять мужские роли. Большинство девушек (74,2%) и юношей (56,4%) уверены в том, что женщины могут быть такими же настойчивыми и напористыми как мужчины.

По статистике на 1 января 2015 года в Казахстане приходиться 1072 женщины на 1000 мужчин, всего 8 млн. женщин, что составляет 51,7% от общей численности населения в Казахстане.

На сегодняшний день казахстанские женщины активно участвуют в управлении государством.

В Республике Казахстан работают две женщины-министра:

Министр здравоохранения РК – Салидат Каирбекова.

Министр труда и социальной защиты населения РК – Тамара Дуйсенова.

Согласно информации Агенства по статистике РК, за последние два года количество женщин-депутатов в Мажилисе страны увеличилось с 17 до 17,8% от общего количества парламентариев. Сегодня в Сенате и в Мажилисе Казахстана работают 20 женщин-депутатов.

В Казахстане насчитали 280 женщин-акимов.

В Астане и Акмолинской области акиматами разных уровней руководят 49 женщин.

В Алматы женщины на руководящих должностях представлены только в одном районном муниципалитете. Зауреш Аманжолова возглавляет акимат Бостандыкского района города. Тем временем, в Алматинской области женщины руководят двумя селами. Дольше всех у власти находится Туйметай Узенбаева, которая была назначена акимом Талапского сельского округа в 1995 году.

В Костанайской области 44 женщины возглавляют акиматы сельских округов. «Долгожителем» здесь оказалась Майра Балгибаева, которая руководит селом «Дружба» с 1994 года.

В Восточно-Казахстанской области 31 женщина-аким. Северо-Казахстанская область уступила только одно кресло. Здесь работают 30 женщин-акимов сельских округов.

В Павлодарской области в ранге акима района работает только одна женщина – Айзада Курманова, которая возглавила Лебяжинский район в 2011 году.

В Актюбинской области женщины возглавляют акиматы 12 сельских округов. Дольше всех на посту руководителя находится 56-летняя Акбопе Абдуалиева. Она руководит акиматом Карабашинского сельского округа Алгинского района в течение 16 лет.

В Западно-Казахстанской области женщины руководят акиматами 12 сельских округов. Долше всех у власти находится аким Жанажолского сельского округа Асия и Жакупова и аким Приреченского сельского округа Ирина Каримова. Обе они заняли кресло акима в 2000 году.

В Атырауской области к власти пришли девять женщин акимов сельских округов. Дольше всех на своем посту находится Гулбагила Аманиязова, которая возглавила акимат поселка Ескене в 1996 году.

В Жамбыльской области женщины представлены в акиматах четырех сельских округов. Две из них были назначены в 2008 году, а другие в 2012 году. В Карагандинской области руководит одна женщина – Салтанат Абеуова возглавляет Актогайский район с августа 2012 года.

В Мангистауской области Жанбиби Молдашева была назначена главой муниципалитета в 2001 году.

В Южно-Казахстанской области акимов женщин нет. Наивысшая должность, которую женщины к этому моменту сумели занять на иерархической лестнице – замначальника аппарата областного акима. Эту должность занимает Ляззат Смагулова. Еще три женщины занимают посты замакима Шымкента (Гульжан Курманбекова), замакима Толе би (Рабига Бейсенбаева), а так же замакима Махтарала (Алтын Ешанкулова).

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что женщины активно принимают участие в становлении республики и поддерживают его все годы независимости. «Мужчины, конечно, правят миром. Но мужчинами правят женщины все равно. Они (мужчины) считают всегда недопустимым принимать женщин в работу, где принимаются большие решения. Но это неправда. Мой жизненный опыт показывает, что когда ставишь вместо мужчины женщину, всегда больше порядка, дисциплины. Надежность, верность делу обеспечиваются всегда», - отметил Президент.

Участие женщин в политике составляет достойную конкуренцию мужчинам и способствует улучшению состояния дел в стране. Присутствие женщин в управленческих структурах развивает более гибкие, ориентированные на постоянно меняющуюся ситуацию формы управления. Может ли сегодня женщина быть президентом? По мнению 35,5% респондентов, еще не пришло время, чтобы страной управляла женщина, и чуть менее трети, или 27,8% из числа опрошенных считают, что женщина может главенствовать в структуре управления.

Результаты социологического исследования показали, что женщина может быть успешной в политике, по мнению большинства респондентов (59,7%) успешность может быть достаточно высокой, 17,5% - считают, что для получения результатов в политике необходимо продолжительное время, и 8,7% - предполагают, что все усилия в этом плане напрасны.

 

 

Глава 4. Исследование влияния казахского фольклора (пословиц и поговорок) и современного искусства (кино) на содержание гендерных стереотипов

Анализ участия казахстанских женщин в политике государства показал, что если у женщины есть потенциал и желание, то никакие гендерные предрассудки ее не остановят. Многие женщины сами не хотят реализовывать себя. Им нравиться быть «слабым полом» и находиться на иждивении у богатого мужа. Мечта любой девочки выйти замуж за «принца» с уже готовым статусом, королевством и богатством и не прилагая никаких усилий заполучить все и сразу. Сказку про Золушку и ее различные вариации мы начинаем читать детям с самого раннего возраста. Эта мысль каждодневно навязывается нам с экранов телевизоров, со страниц гламурных журналов. Например, такие сериалы как «Доярка из Хацапетовки» (год выпуска 2007, режиссер А. Гресь), «Провинциалка» (2015, режиссер А.Канонович), «С чего начинается Родина»(2014, режиссер Р.Кчубаев) и другие говорят нашей молодежи, что главное в жизни это удачно выйти замуж и родить потомство. Но стоит задуматься о том, что женщин в Казахстане больше, чем мужчин, то можно сделать вывод – не всем достанется «принц» и нужно «пропагандировать» и другое «самостоятельное» поведение для женщины, чтобы она могла стать личностью и принести пользу государству.

Но мысль о том, что ценность представительниц женского пола заключается лишь в том, что они являются потенциальными матерями будущих потомков глубоко оседает в душах казахских девочек. Пословицы и поговорки казахов, как духовное отражение народа, говорят об этом:

На корову отрадно смотреть с теленком, на женщину – с ребенком.

Родившая коза дороже жены, которая не рожает.

Вместе с тем, в анализируемой культуре является стереотипным мнение о низких интеллектуальных способностях женщины. Ментальный признак «ум» не включает склонность женщины к аналитическому или рациональному мышлению, напротив, от природы таким даром наделен «мужской» ум:

Ум женщины – в красоте, красота мужчины – а уме.

У женщины волос длинный, а ум короткий.

Умом обладают в основном представители старшего поколения.

Слово старца – лекарство.

Таким образом, мужчинам и женщинам предписывается исполнение важных социальных ролей. Мужчина воспринимается прежде всего как работник и гражданин, а женщина – как жена и мать. Поэтому не все женщины хотят строить карьеру, а большинство выбирает домашний очаг. (Приложение № анкетирование).

Но женщины, достигшие определенных высот в профессии, и построившие карьеру, считают, что одно другому не помеха. Талантливый человек – талантлив во всем. И современная женщина может себе позволить и семью с детьми и высокопоставленный пост. (Приложение А)

Анализируя интернет форумы можно сделать вывод, что менталитет современной женщины инфантилен, главная цель жизни женщины – это выйти замуж и родить ребенка.

Итак, гендерные стереотипы носят нормативный характер и, следовательно, принимают участие в создании системы социальных отношений, а точнее в конструировании гендерного порядка.

Заключение

В традиционном обществе роль женщины сводится к тому, чтобы быть матерью, хозяйкой, хранительницей очага. Сейчас наряду со счастливой семейной жизнью, для многих молодых женщин не менее важны образование, карьера, возможность реализовать себя. Чтобы женщины могли быть успешными не только в семейной жизни, но и в социуме, и у рычагов власти, и в бизнесе необходима экономическая и социальная поддержка государства.

По мнению американского ученого Г.Уилса: «За последние 40 лет статус женщины изменился так, как он не изменялся за последние четыре столетия. Ни одно изменение не затронуло так глубоко социальную сферу. Изменились отношения жены к мужу, матери к ребенку, женщин к женщинам. Этого достаточно, чтобы считать данный период революционным, освободившим ресурсы половины человеческой расы».

Государство с помощью правовой базы оберегает женщин от насилия, поддерживает женское предпринимательство, Президент страны Н.А.Назарбаев дает положительный отклик «женской работы» в государственных структурах, но все таки вопрос гендерного воспитания, на наш взгляд, нужно доработать. В Библии написано, что Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет, чтобы они забыли о рабстве, чтобы эта мысль выветрилась из их ментальности. Так и наше современное казахстанское общество должно поменять свои представления о гендерных стереотипах у себя в умах и по аналогии с Моисеем это должно случиться примерно лет через 20. На основе изученного нами материала мы вывели формулу гендерного равенства в Казахстане, то есть гармоничных отношений между мужчинами и женщинами, то есть взаимопонимание между людьми любого пола:

Гендерная просвещенность – образованность – сознание – подсознание – поведенческий навык.То есть когда мы поймем сущность гендерной политики, осознанием ее и она надолго осядет в наших умах, то тогда эта информация уйдет в подсознание, в дух народа, в менталитет, соответственно измениться и наше поведение.

Герои нашего времени – это дети, и их нужно сделать конкурентоспособными на мировом рынке труда. Отсутствие гендерных стереотипов – это огромный прыжок казахстанской демократии.

Приложение А

Интервью с директором школы-лицея Аль-Фараби, основателем ОО Клуба гендерного развития «Томирис» Смаиловой Кулюмкоз Каирбаевной.

1.Расскажите немного о себе (краткая биография, о начале вашей карьеры).

У нас с Сергеем Валерьевичем Мартемьяновым трое детей – два сына и дочь, идея родить дочь превратилась в главную цель моей жизни. Эта мечта осуществилась и наша дочь Томирис всегда рядом и мы пытаемся воспитать ее правильно, без национальных и гендерных стереотипов. Я работала учителем в Первой Гимназии, в школе имеющей определенный авторитет среди школ нашего города, и вокруг меня всегда были очень компетентные, образованные, порядочные люди. На маем пути всегда были и есть такие люди, от которых я «заражаюсь» и начинаю строить свой перспективный план на будущее, просчитывать в голове возможные варианты профессионального развития.

2.Мечтали ли Вы в юности стать директором лицея, управляющим?

Конкретно такой поставленной цели не было, примерно с 3 класса начальной школы я поняла, что у меня есть лидерские способности. Благодаря математическому складу ума и успешной учебной деятельности, мне часто поручали шефство над своими одноклассниками, так формировалось чувство ответственности за себя и за других, без которого в дальнейшем уже я ощущала себя не в своей тарелке.

3.Колебались ли Вы когда Вам была предложена такая «высокая» должность?

Нет, на каждом этапе своей жизни ты ставишь себе цель и идешь к ней – сначала стать сильным языковедом, учителем казахского языка и литературы, затем стать завучем, входящим в топ 20-ти влиятельных замдиректоров в городе и в конечном итоге хорошим директором. В этом году я поступила в Омский государственный педагогический университет в магистратуру. Ведь лидерство может быть не только вертикальным, когда стремительно поднимаешься по карьерной лестнице, но и горизонтальным, когда расширяешь сферу влияния.

4. Как к вашему назначению отнеслись члены семьи?

Семья мой тыл. Они меня поддержали на только морально, но и все помогали мне с Томирис. Когда я получила назначение ей было 7 месяцев.

4.Женщина-управленец – это возможно? Лидерство или семья? Всегда ли нужно выбирать? И как вы совмещаете эти две по-своему сложные вещи в своей жизни?

Это не только возможно, но и нужно для собственной реализации и блага общества в целом. Каждая женщина должна для себя определить сама, чем она будут заниматься в этой жизни – быть политиком или варить борщи, но сначала ей должны показать все возможные жизненные пути, открыть ей все дороги, дать ей определенные знания, и только на основе этого она должна делать свой осознанный выбор. Я являюсь Председателем Совета матерей при Ассамблее Народов Казахстана СКО, функцией которого является защита семейных ценностей. Если есть мир и согласие в каждой семье, то оно будут и в стране и в государстве. Мать тоже лидер, только духовный. Ее обязанность – взращивать благородных детей. Совет матерей оказывает содействие родителям и проводит обучение, чтобы сохранить все лучшее из менталитета народа. Бабушки воспитывали совсем иным способом, главное было это выйти замуж. А сегодня это компромисс стремиться к полноценной семье и самореализации.

5.Считаете ли Вы себя женщиной-героиней?

Нет, геройство- это прежде всего жертвенность, а я себя в жертву не приношу, все делаю с удовольствие.

6.Как и почему Вам в голову пришла идея создания Гендерного клуба «Томирис»?

Я являюсь тренером республиканского Клуба женского лидерства. Клуб – добровольное сообщество, но все в мире делается их своих личных потребностей. Меня сподвигла на этот шаг материнская потребность. Наш сын на тот момент учился в 10 классе и у него были большие проблемы с социализацией – при очень высоком уровне IQ он не был общительным, у него не было друзей, он был таким «ботаником». В таком возрасте разговоры и нравоучения дома на кухне уже не дадут нужных результатов, нужен совершенно другой подход. Так родилась идея создания Гендерного клуба, ведь гендер -это не только роль женщины в обществе, это взаимоотношение полов в обществе. Гендерное сознание формируется из развития лидерства, лидерских компетенций. Только когда мы научимся понимать людей другого пола, мы станем конкурентоспособными. Ну а название символичное – в честь моей дочери и знаменитой сакской царицы.

7.Какая Ваша любимая сказка, к какой народной мудрости (пословице или поговорке) Вы обращаетесь чаще всего?

Сказки я своей дочери не читаю, я эту функцию отдала папе. А любимые пословицы, все они из казахского фольклора у меня есть, их много, они являются моими жизненным кредо. Вот некоторые из них:

«Если жизнь – это хитрая лиса, то будь гончей». Суть ее заключается в том, чтобы меняться вместе жизнью, быть умным и верным своему делу, быть упертым.

«Без вложений ничего нельзя добиться». Речь идет об инвестициях в отношения.

«Знаю 9, не знаю 99» - человек что-то знает, но дна этому нет.

Любая пословица должна сподвигнуть человека к чему-либо, настроить его на позитив.

8.Какую книгу Вы готовы порекомендовать прочесть казахстанским женщинам, чтобы четко сформировать свою жизненную позицию, обрести себя как личность и как профессионал в своем деле?

Единственный успех для того, чтобы стать успешным, стать лидером нужно много читать и читать нужную литературу, которая на подсознательном уровне притянет к тебе нужных людей.

Александр Свияш серия «Разумный мир» «Как жить без лишних переживаний», «Для брачующихся, забракованных и желающих заброковаться».

Норманн Пилл «Энергия позитивного мышления».

Ицхак Пинтосевич «Влияй! 7 заповедей лидера», «Живи! 7 заповедей энергии и здоровья».

Приложение Б

Интервью с директором Областной детско-юношеской библиотеки имени Габита Мусрепова Сахатовой Гульжан Какимовной.

1.Расскажите немного о себе (краткая биография, о начале вашей карьеры).

Мне 45 лет. У меня есть семья и двое детей. Старший сын закончил Северо-Государственный Университет им. М.Козыбаева по специальности лингвист, сейчас учиться в Китае. Дочь в 10 классе Назарбаевской Интеллектуальной школе.

Свой профессиональный путь я начинала в качестве учителя, потом стала директором научно-технической библиотеки, затем перешла работать в Областную Детско-Юношескую библиотеку им.Г.Мусрепова в качестве методиста, и вот уде 8 лет работаю в должности директора ОДЮБ. Самое главное не бояться начинать сначала и всегда быть настроенным на позитив.

2.Мечтали ли Вы в юности стать директором библиотеки, управляющим?

Да, я ощущала потребность в лидерстве постоянно, меня не страшит ответственность.

3.Колебались ли Вы, когда Вам была предложена такая «высокая» должность?

Нет, я шла к этой цели целенаправленно и моя семья меня в этом очень поддержала. Сейчас, когда дети стали самостоятельными, появляется еще больше возможностей для творчества и самореализации.

4.Что самое сложное в работе руководителя?

Установить благоприятный рабочий климат в коллективе, четко распределить роли и функции, ввести определенные системы контроля и работы и быть примером для сотрудников.

5.Считаете ли Вы себя женщиной-героиней?

Нет, таких женщин как я, миллионы в нашем современном мире. Женщины управляют государством и вполне счастливы просто как женщины и матери. Все зависит от воспитания и образования девушки, исходя из этого она строит свой дальнейший жизненный путь.

6.Что бы Вы хотели посоветовать молодым девушкам, которые только начинают свою профессиональную деятельность? Не бояться, на ошибках учатся. Только вперед!

По мнению Гульжан Какимовны, женщина-лидер должна обладать в первую очередь «позитивным видением, чтобы вести за собой людей и мотивировать их своим позитивом. В нашем менталитет особое место занимают страдания, мы любим рассказывать друг другу о том, что все плохо, вызвать к себе жалось. А лидерство проявляется там, где ты сам смотришь позитивно вперед, видишь магнитом притягивающую к себе цель, и можешь поставить эту цель перед другими!

Сильная семья – это залог успеха. Но попытки женщин прожить за счет мужчины – это плохо. А вот желание совместно брать на себя ответственность – это здорово. Источник сил – это понимание того, что ты нужен другим, востребованность и полезность твоей работы, твоего профессионализма».

Приложение В

Анкетирование родителей (матерей) учащийся КГУ «Средняя школа № 32».

Всего в школе обучается 624 человека. Было выявлено, что в среднем в классе обучается 22 человека, из 22 матерей 4 самозаняты. Причины, по которым

мамы учащихся не работают, мы выяснили с помощью разработанной нами анкеты.

1.Какое у Вас образование (среднее, среднеспециальное, высшее)?

2.Хотите ли Вы устроиться на работу?

3.С какой целью вы хотите найти работу:

А) для того, чтобы заниматься самообразованием и реализовать себя на профессиональном поприще;

В) для того, чтобы улучшить свое материальное положение.

4. Почему Вы не работаете:

А) по собственному желанию исходя их своих убеждений, воспитания и т.д.;

В) супруг против профессиональной самореализации жены и считает, что она должна смотреть за домом и ухаживать за детьми.

Вывод: неработающие мамы имеют только среднее и среднеспециальное образование, то есть воспитание ребенка в семье и перспективный план на будущее непосредсскачать dle 11.0фильмы бесплатно

Конференции

☑ Современный урок: эффективная организация образовательного процесса (для учителей)

☑ Expo-2017 (для учащихся)

Конкурсы для учащихся

➤ Взгляд в будущее (конкурс сочинений)

Русская поэзия последних десятилетий XX века (Литературный конкурс)

Конкурсы для учителей

Лучшая презентация к уроку

Лучшая разработка внеклассного мероприятия

Лучшая разработка классного часа

Лучший сценарий праздника

Лучший сайт педагога

Лучшая разработка урока с использованием ИКТ

Лучшая разработка открытого урока

Лучшая разработка урока в начальной школе

Лучшая разработка практического занятия

Лучший конспект занятия с использованием игровых приёмов

Лучший конспект занятия в детском саду

Лучшая разработка занятия по патриотическому воспитанию

Лучшая разработка родительского собрания

Лучшая разработка занятия по экологическому воспитанию

Лучшая разработка занятия в классе предшкольной подготовки

Лучшая разработка мастер-класса

Лучшая разработка спортивно-массового мероприятия