Технологии развития критического мышления на уроках музыки

Мотыгина Лариса Васильевна
Художественных руководитель, учитель музыки
КГУ «Первая гимназия»

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и, может быть, я запомню,

Сделай меня соучастником - и я пойму»

Китайская мудрость

Основные задачи уроков музыки в общеобразовательной школе - привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения различных жанров. Выполнить эти задачи при том, что на урок музыки в школе отводится лишь час в неделю очень не просто.

Музыкальное воспитание как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности - такой подход характерен для современной музыкальной педагогики. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей. Музыкальное воспитание не требует особой одарённости, достаточно «средних способностей» нормального человека. Школьный урок музыки является частью целостного образовательного процесса. «Это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленной деятельности и общения определённого состава учителей и учащихся, которая включает содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения». Махмутов М.И.(«Современный урок» – М. 1985г).

Я ориентирую его содержание не только на госстандарты школьного музыкального образования… Моя цель, как учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Поэтому процесс обучения направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

В настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Как считает наш Президент Н.А. Назарбаев, с переходом на новые стандарты образования большое внимание уделяется функциональной грамотности, которую в нашем современном мире можно считать фактором успешности и конкурентоспособности. Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения на уроках музыки с использованием интерактивной технологии, являются:

·Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.

·Непосредственное взаимодействие, при котором, все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.

·Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).

·Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.

Вот примеры некоторых методов интерактивного обучения используемых на уроках музыки по методике «Критического мышления».

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

«Синквейн»

Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не так. В переводе с французского - это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.


Музыка. 
Красивая, разная. 
Окрыляет, возбуждает, успокаивает, 
Музыка жизнь человека украшает

Язык звуков

Моцарт Вольфганг Амадей.

Гений!

Светлый, солнечный.

Радуется, страдает, творит.

Это музыкальное чудо!

О, Моцарт!

Оркестр.

Оркестр.

Симфонический, камерный.

Выступает, играет, звучит.

В нем четыре группы инструментов.

Коллектив!

Дирижер.

Внимательный, музыкальный.

Руководит, управляет, организует.

В его руках чудесная палочка.

Волшебник!


Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал».Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы

«ЗУХ»

Знаю

Узнал

Хочу знать

Урок « Музыки и пения» в 6 классе тема: «Застывший миг казахского вальса». Ключевое слово «ВАЛЬС». Таблица заполняется в течение всего урока.

«Круги Эйлера»

Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.

Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию: (рис.1)

 

Прием «Кластер»

Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична: (рис.2)

 

Предмет «Музыка и пение» в 5 классе тема: «Кобыз и скрипка-родственные инструменты». Учащимся предлагается по вариантам сделать кластеры со словами «Кобыз» и «Скрипка».

«Круги по воде»

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути - это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Предмет «Музыка и пение» 6 класс тема: «Подвиг Алии воспела Роза Рымбаева».

П-

О-

Д-

В-

И-

Г-

А-

Л-

И-

И-

 

Основная идея методов и приёмов критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

По моим опросам, которые я проводила среди учащихся, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому на уроке важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.

Данный опыт работы позволяет сделать вывод, что использование приёмов и методов критического мышления и других технологических инноваций на уроках музыки делают уроки интереснее и продуктивнее. У учащихся значительно повышается мотивация к обучению, происходит раскрепощение застенчивых детей, быстрее происходит овладение новым понятиями, сложный материал становиться доступным. Применяя инновационные технологии, я не только активизирую у учащихся умственную деятельность, но и развиваю самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. При совместной работе детский коллектив сплачивается, формируется атмосфера успешности и умение дружить. А развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Структура музыкальной деятельности ребёнка содержит следующие элементы: цель- средства- процесс- результат. Это условие является для меня ориентиром, позволяющим организовывать музыкальную деятельность учащихся как продуктивную. Когда я прописываю цель урока, то определяю направление своей деятельности и деятельности учащихся на уроке, это обуславливает требования к их деятельности и помогает проектировать результат. Результатом достижения цели должны стать изменения, происходящие в компонентах музыкальной культуры учащихся.

Список используемой литературы:

  • С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
  • Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  • Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
  • скачать dle 11.0фильмы бесплатно